Архив новостей

Архив новостей (9)

НОЦ "Культурно-исторические исследования" от всей души поздравляет своих давних партнеров - директора и сотрудников Германского исторического института в Москве с 10-летием!

15 октября 2015 г. три сотрудника Центра - О.С. Нагорная, О.Ю. Никонова, Ю.Ю. Хмелевская побывали на торжественных мероприятиях в Москве. Помимо высокопоставленных гостей из сферы образования и культуры торжественная церемония и доклад проф. У.Герберта собрали под одной крышей огромное представительство ведущих ученых  из самых отдаленных уголков России и Германии: бывших и действительных стипендиатов Института, профессоров и докторантов.  

Центр и Институт уже реализовали множество совместных проектов: стипендий, научных конференций и семинаров, докладов, научных исследований, печатных и виртуальных изданий. Надеемся, что впереди нас ожидает столь же плодотворное научное сотрудничество. 

Deutsches Akademisches Austauschdienst

Научно-образовательный центр «Культурно-исторические исследования»

Южно-Уральского государственного университета

Южно-Уральский институт управления и экономики

Челябинский областной краеведческий музей

 

приглашают принять участие в

 

Третьей Международной летней школе

«Диктатура юбилеев? Мировые войны в культурной памяти современной России и Германии»

 

Сроки и место проведения: 17-30 августа 2015 г., Челябинск

День заезда - 16 августа, день отъезда – 31 августа.

 

Участники: студенты старших курсов вузов Германии и России. Количество участников: 20 человек.

 

Ни одна война не заканчивается моментом, когда умолкают пушки: вооруженное противостояние трансформируется в битву мемориальных нарративов, представлений и образов. Причем сражения на данном поле зачастую полностью меняют оценки прошедшей войны: страны, потерпевшие реальное поражение, могут выиграть борьбу за ее интерпретацию в коллективной памяти. Яркой иллюстрацией феномена постсобытийной трансформации толкований стал межвоенный период прошлого века, не менее показательным, однако, представляется и второе десятилетие 21 века. Казалось бы, сегодня мемориальный бум вокруг юбилеев военных событий призван подвести итог трагедиям минувшего столетия и исцелить раны «эпохи крайностей», однако глобальная политическая ситуация и начало гражданской войны на Востоке Европы привели к резкой национализации мемориальных нарративов и очередной трансформации культуры памяти о мировых войнах. Можно смело предположить, что в связи с празднованием 70-летия окончания Второй мировой войны 2015 г. станет пиком «диктатуры юбилеев», определив государственные и общественные коммеморативные мероприятия, оформление публичных пространств, организацию музейных экспозиций. Сложившаяся ситуация противоречит разработанным в исследованиях прогнозам развития коммеморативных трендов в европейских странах и требует настоятельного осмысления.

Планируемая Летняя школа посвящена изучению разности коммеморативных процессов вокруг мировых войн в современных обществах. Уход из жизни свидетелей событий, то есть непосредственных носителей опыта, а также утрата поколенческой коммуникации между ними и реципиентами их воспоминаний являются одним из важнейших факторов трансформации культурной памяти. В целом, постулированное П. Нора превращение истории в память спровоцировало в европейских обществах смену господствующих дискурсов и утверждение т.н. «постгероической парадигмы памяти», переключившей внимание исследователей и общественности с героев на жертв и повлиявшей в том числе на формирование публичных пространств памяти (выставок, мемориалов, праздников). В России же, коммеморативная политика развивается по пути настойчивой глорификации войн, исключения общецивилизационных перспектив, замалчивая античеловеческую природу войны, переживания некомбатантов  и воспроизводя тем самым устойчивый милитаризированный дискурс. На материалах актуальных выставочных и мемориальных проектов в России и Германии вокруг юбилеев мировых войн участники Летней школы исследуют специфику механизмов транформации культуры памяти, влияние политической конъюнктуры на способы репрезентации военного опыта, поколенческие аспекты коммеморативных процессов. Также будут рассмотрены приемы стратегии и приемы организации мемориальных пространств, современные подходы к музеализации войн в условиях «диктатуры юбилеев» (Кузнецов А., Маслов А.)

К участию в Летней школе приглашаются студенты 4 курса бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры, а также аспиранты, которые специализируются на немецкой и русской истории и интересуются проблемами мировых войн, памяти, сравнительных исследований. Желающим будет предоставлена возможность представить и обсудить с преподавателями и другими участниками Летней школы свой научный проект, если он совпадает с тематикой школы.

 Программа школы будет состоять их трех основных тематических модулей, наполненных различными по методикам и технологиям работы мероприятиями:

 

 

1. «Политика памяти о мировых войнах в современных обществах: теоретические основы изучения».

Участникам будут предложены лекции по проблемам публичной истории, коллективной/культурной памяти, современным концепциям мемориальной политики. На практических занятиях студенты получат возможность отработать теоретический инструментарий на конкретных примерах (публичных выступлениях политиков, мемориальном законодательстве, видеорепортажах юбилейных празднований).

 

 

2. «Музеализация мировых войн в России и Германии: героический пафос или антропологизация».

Музеи являются одним из важных хранителей и медиаторов культурной памяти. Совмещая функции хранения, изучения и просвещения, они, с одной стороны, становятся отражением современных им дискурсивных практик, с другой – оказывают влияние на эти практики различными средствами визуализации, толкования, репрезентации исторических явлений, в т.ч. военных конфликтов. Не случайно один из исследователей музейного ландшафта Германии Т. Тимайер охарактеризовал его роль в репрезентации вооруженных конфликтов как «продолжение войны другими средствами». На основе материалов российских и немецких музейных выставочных проектов, созданных к 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию окончания Второй мировой войны участникам предстоит проанализировать процессы трансформации культурной памяти, взаимосвязь исторической науки и музейных экспозиций, интерактивные и мультимедийные средства представления войны в музеях. Основной темой дискуссий станет проблематизация преемственности и разрывов в музейных репрезентациях военного опыта и роли юбилеев в этих процессах.

 

3. «Современные публичные пространства памяти о мировых войнах»

Государственная политика памяти выстраивается, как правило, вокруг юбилейных дат. Публичная коммеморация в эти моменты выступает как катализатор процессов формирования и поддержания идентичности различных социальных групп.  Создание и культивирование общих мест памяти является особой заботой публичной власти, источником конфликтов и компромиссов государства и различных мемориальных сообществ. На примере анализа мемориалов, посвященных мировым войнам, а также практики публичных коммеморативных мероприятий вокруг этих памятников (от торжественных речей и митингов до празднования свадеб) участники попытаются выявить смену трендов культурной памяти, способы реинтерпретации и нормативного предписывания значений существующим и новым символам.

 

 В рамках Летней школы участники получат возможность представить собственные научные проекты или объединиться в группы для подготовки презентации одной из тем школы на заключительном выездном семинаре. Каждая группа будет разрабатывать свою презентацию на основе архивных материалов, с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств.

 

  Участие в Летней школе для российских студентов является бесплатным. Проезд до города Челябинска, проживание и питание финансируются направляющей стороной. Организаторы могут содействовать в бронировании номеров в  общежитии. Культурная программа школы, включающая в себя тематические экскурсии, оплачивается принимающей стороной. Выездные экскурсии оплачиваются самими участниками.

 

 Заявки на участие в работе международной Летней школы необходимо направлять на электронный адрес НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ до 10 мая 2015 г.

 Скачать заявку

 

 Контактная информация:

 

 Никонова Ольга Юрьевна

 

 Email: kulthist@mail.ru

 

Уважаемые коллеги! Фотографии с научного семинара "Театр власти" (10-11 октября 2014 г.) размещены в фотогалерее

ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮУРГУ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮУРГУ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮУРГУ

 ГЕРМАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В МОСКВЕ

ФОНД Ф. ТИССЕНА

 

«Театр власти: политика как символическая практика»

 

научно-практический семинар для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей вузов и школ УрФО с участием ведущих ученых России и Германии

8-11 октября 2014 г., Челябинск, Южно-Уральский государственный университет

 

Центр культурно-исторических исследований ЮУрГУ объявляет прием заявок на участие в научном семинаре «Театр власти: политика как символическая практика».

Сроки и место проведения:  8-11 октября 2014 г., Челябинск, Южно-Уральский государственный университет.

День заезда – 8 октября,  день отъезда – 11 октября.

Участники: магистранты, аспиранты и молодые преподаватели вузов и школ города Челябинска и области.

Количество участников: 20 человек.

Участие в семинаре является бесплатным, проезд и проживание – за счет направляющей стороны. Сотрудники Центра культурно-исторических исследований оказывают помощь в размещении участников в гостевых номерах ЮУрГУ.

 

Заявки на участие в работе семинара необходимо направлять на электронный адрес НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ до 30 сентября 2014 г.

 

Вопросы по работе семинара можно направлять Никоновой Ольге Юрьевне по электронной почте: kulthist@mail.ru

 

Контактная информация:

Центр культурно-исторических исследований (wwwulthist.ru),

Южно-Уральский государственный университет (www.susu.ac.ru)

454047 Челябинск,

Ул. Электростальская, 47-a, офис 315,

 

Tel. +7 (922)2314892

Email: kulthist@mail.ru

 

 

 

Концепция семинара

 

Метафора «театра», использованная в названии семинара, отражает специфическую форму самовоспроизводства систем господства в разных странах и в разные эпохи, которая проявлялась в театрализации политической культуры, институтов и механизмов властвования. Эти тенденции в репрезентациях власти имеют глубокие исторические корни. В XVIXVII вв. «вовлечение знатных зрителей в представление» было совершенно нормальной практикой «великих театральных держав».  По мнению Н. Элиаса,  французская «классицистическая» драма,  когда зрители сидели вместе с актерами на сцене, заполняли задний план и кулисы, является непосредственным элементом придворно-общественной жизни. А в Московской Руси эпохи Алексея Михайловича царь «взирал» на сцену, где находились его бояре, из партера, и «церемониал сцены сближался с церемониалом зрительного зала». В то же время карнавалы, балаганы, шутовство и скоморошество в театрализованных, символических формах представляли «перевернутый» мир властных отношений.

Склонность абсолютистских монархов к лицедейству, подмеченная исследователями, отображает базовую потребность любой системы господства в самовоспроизводстве на символическом уровне. Практики репрезентации власти, сформировавшиеся и «проверенные» в более ранние эпохи человеческой истории, продемонстрировали свою устойчивость и в современных властных стратегиях. Как отмечал М. Вебер, система господства базируется на обоюдных отношениях: стремление господствовать опирается на (хотя бы) минимум готовности подчиняться. Среди прочего (экономические интересы, привычка и проч.) эта готовность подчиняться базируется на вере в легитимность господства. «Инсценирование» легитимности и ритуалы легитимизации – неотъемлемая часть политических процессов как в авторитарных (тоталитарных), так и в демократических обществах ХХ века.

 «Театр власти» современной эпохи демонстрирует также и новые тенденции. Стремительно расширяются границы «публики». Отныне роли «зрителя», «актера» и режиссера»  совмещает в себе не только элита: в грандиозные постановки на тему «господство – подчинение» втягивается все население. Медийная революция радикально изменяет формы и способы политической коммуникации, разнообразит инструменты и приемы манипулирования массами. «Принуждать или убеждать/побуждать? Заставлять или манипулировать? С развитием демократий современного типа, глобализацией и появлением «всемирной сети» вопрос о соотношении насилия и манипуляции вышел на новый уровень, тема разнообразия форм насилия, пределов и границ «свободы выбора», этических барьеров «символической коммуникации» вновь актуальна.

На основе нескольких примеров из российской и германской истории  участникам научного семинара будет предложено рассмотреть различные формы и способы репрезентаций господства в двух странах. Основное внимание будет сконцентрировано/сфокусировано на политической коммуникации, которая понимается как «ансамбль символических практик», конструирующих и выстраивающих взаимоотношения субъектов и объектов властвования. Работа семинара будет выстроена вокруг сюжетов, позволяющих провести рискованные, иногда провокационные но, как нам кажется, одновременно плодотворные сравнения репрезентаций господства в различные исторические эпохи и периоды.

 

Формат работы: семинар построен в виде трех тематических блоков, в рамках которых участники познакомятся с докладами ведущих ученых России и Германии по теме семинара, примут участие в  обсуждении этих докладов, получат возможность  в интерактивном режиме поработать с текстовыми и визуальными источниками, освоить актуальные на сегодняшний день методики работы с материалом и аудиторией.

 

Предварительная программа семинара

 

8 октября – заезд участников

9–10 октября – работа тематических блоков:

 

1.      На сцене и за кулисами показательных процессов (к.и.н., научный сотрудник Германского исторического института в Москве Сандра Дальке – д.и.н., профессор Пермского государственного института искусства и культуры Олег Лейбович)

2.      Большой Скандал: коронованные «особы» как режиссеры и актеры «театра власти» (профессор Католического Лёвенского университета в Бельгии Мартин Кольрауш – д.и.н., профессор Челябинского государственного университета Андрей Конюченко)

3.      Имеющий глаза, да увидит: искусство, СМИ и репрезентации господства (к.и.н., научный сотрудник Центра современной истории в Потсдаме Я. Берендс – д.и.н., профессор Пермского государственного научно-исследовательского университета Галина Янковская) 

 

 

11 октября – отъезд участников

 

Скачать заявку

13 июня в Берлине, в Германском историческом музее, в рамках мероприятий Внешнеполитического ведомства Германии к 100-летию Первой мировой войны, состоялась дискуссия «Империи в последней схватке. Время поздних империй как риск безопасности». Мероприятие открыл федеральный министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. В дискуссии приняли участие известный польский публицист Анжей Кжеминьски и директор НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ (НИУ) профессор Игорь Нарский. Дискуссия собрала многочисленную заинтересованную публику.

Прием заявок на Вторую Международную летнюю школу «УТОПИЯ И МОДЕРНОСТЬ: ГОРОД, ГОСУДАРСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ, 1890-2010 ГГ.» продлен до 20 мая. У Вас еще есть возможность ударно и плодотворно завершить летние каникулы!

16 апреля 2014 г. (среда) Центр культурно-исторических исследований ЮУрГУ приглашает на презентацию сборника научных статей

«Работа над прошлым»: ХХ век в коммуникации и памяти послевоенных поколений Германии и России: сборник статей / под ред. О.С. Нагорной, И.В. Нарского, О.Ю. Никоновой, Ю.Ю. Хмелевской, М. Майера, А. Ватлина. Челябинск: Каменный пояс, 2014. – 295 с.

Презентация начнется в 16-00 по адресу: г. Челябинск, пр-т Ленина, 76, ауд. 909.

Подробная информация о сборнике доступна в разделе сайта "Публикации" (http://culthist.ru/index.php/publikatsii/generation)

Фотографии с мероприятия размещены в соответствующем разделе

Научно-образовательный центр «Культурно-исторические исследования»

Южно-Уральского государственного университета

Объединенный государственный архив Челябинской области

Челябинский областной краеведческий музей

Южно-Уральский институт управления и экономики

Главное управление молодежной политики Челябинской области

Совет молодых ученых и специалистов Челябинской области

 

Вторая Международная летняя школа

«УТОПИЯ И МОДЕРНОСТЬ: ГОРОД, ГОСУДАРСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ, 1890-2010 ГГ.»

(UTOPISCHE MODERNE: STADT, STAAT UND INDUSTRIE IM SÜDLICHEN URAL, 1890-2010)

 

Сроки и место проведения: 25 августа – 7 сентября 2013 г., Челябинск

День заезда - 24 августа, день отъезда – 8 сентября.

Участники: студенты старших курсов вузов Германии и России.

Количество участников: 20 человек.

 

Центральной темой челябинской Летней школы является город как особое социальное и культурное пространство, российский опыт урбанизации, его специфика  и  включенность в общеевропейский контекст.  В фокусе внимания преподавателей и участников школы находится Челябинск – провинциальный город Российской империи, превратившийся в эпоху индустриализации в промышленный гигант и центр оборонного производства. В ходе Летней школы предполагается совместно с ее участниками рассмотреть динамику развития городского пространства, проанализировать Челябинск как «арену» повседневной жизни людей и место приложения властных практик. В контексте методологических моделей истории повседневности, концепций памяти и идентичности предполагается рассмотреть различные аспекты городского планирования, специфику  репрезентаций городского пространства, социальных практик и «ритмов» повседневной жизни промышленного города, особенности формирования идентичности жителей «закрытых», «оборонных» городов СССР, интерпретацию таких категорий как «локальность»,  «закрытость/открытость», «центр» и «периферия».

 Работа школы будет проходить в рамках трех тематических блоков:

1.      «Провинциальный уральский город в ХХ веке: трансформации и перемены». Участникам будут предложены лекционные занятия по истории модернизационных проектов, повлиявших на формирование городского пространства. Центральными темами будут строительство Транссибирской магистрали и превращение Челябинска в «уральский Чикаго», влияние сталинской индустриализации на городское развитие, рождение челябинского «соцгорода» Лекционный курс будет дополнен экскурсией по сохранившимся «историческим» кварталам города, знакомством с архитектурой дореволюционного Челябинска и «соцгородом», Челябинским лагерем для немцев-трудармейцев, районами послевоенного промышленного и жилого строительства. В качестве дополнительной опции участникам школы будет предложена экскурсия в расположенный в Челябинской области город Магнитогорск, где можно увидеть образцы «соцгорода», построенного по проектам немецкого архитектора Эрнста Мая, или в г. Екатеринбург, где сохранились интересные образцы советского конструктивизма.

2. «Ритмы города и городская повседневность в «оборонном» центре». Лекционные занятия будут посвящены анализу послевоенной повседневности в Челябинске через рассмотрение практик контроля, дисциплинирования, мобилизации, воплощенных во властном нормировании жизненного мира горожан и визуализированных предписаниях. В дополнение к лекционному курсу участникам школы будет предоставлена возможность работы в архиве с документами по истории городской повседневности, а также организовано посещение местного краеведческого музея и музея истории Челябинского тракторного завода.

3.      «Город в городе». Этот тематический комплекс будет посвящен знакомству с феноменом советского завода как особой формы организации социальной жизни. Наряду с лекционными занятиями этот комплекс включает в себя экскурсию на одно из челябинских предприятий, работу в архиве с материалами устных свидетельств (видеозаписями воспоминаний) о деятельности заводского директората, организации снабжения работников предприятий, социальной инфраструктуре промышленных предприятий (детских садах, домах отдыха и пр.).

 В рамках Летней школы участники получат возможность представить собственные научные проекты или объединиться в группы для подготовки презентации одной из тем школы на заключительном выездном семинаре. Каждая группа будет разрабатывать свою презентацию на основе архивных материалов, интервью с бывшими городскими деятелями (директорами заводов, дворцов культуры, архитекторами), с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств.

 Участие в Летней школе для российских студентов является бесплатным. Проезд до города Челябинска, проживание и питание финансируются направляющей стороной. Организаторы могут содействовать в бронировании номеров в  общежитии ЮУрГУ. Культурная программа школы, включающая в себя городские тематические экскурсии, оплачивается принимающей стороной. Выездные экскурсии (в гг. Магнитогорск или Екатеринбург) оплачиваются самими участниками.

Заявки на участие в работе международной Летней школы необходимо направлять на электронный адрес НОЦ «Культурно-исторические исследования» ЮУрГУ до 10 мая 2014 г. 

Скачать заявку

Вопросы по Летней школе можно направлять Никоновой Ольге Юрьевне по электронной почте: kulthist@mail.ru 

Контактная информация:

Центр культурно-исторических исследований,

Южно-Уральский государственный университет (www.susu.ac.ru)

454047 Челябинск,

Ул. Электростальская, 47-a, офис 315,

Tel. +7 (922)2314892

 

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Сборник научных статей "От великого до смешного. Инструментализация смеха в российской истории ХХ века", изданный Центром культурно-исторических исследований в партнерстве с издательством "Каменный пояс", удостоен диплома первой степени Областного конкурса "Южноуральская книга - 2013".