ПРОЕКТ ЦЕУ

Информация о работе Центра культурно-исторических исследований ЮУрГУ по гранту СDC/CRC Central European university

  В2005 г. Центр культурно исторических исследований ЮУрГУ выиграл коллективный грант «Центра по разработке и совершенствованию новых учебных курсов» Центрально-Европейского Университета в Будапеште (СDC/CRC CEU Budapest). На протяжении 2005-2006 учебного года усилиями творческой группы в составе к.и.н. Хмелевской Ю.Ю. (руководитель проекта), д.и.н. Нарского И.В., к.и.н. Никоновой О.Ю. и к.и.н. Нагорной О.С. для студентов, специализирующихся по истории и политологии был разработан курс «Интерпретация и ре-интерпретация истории ХХ века в коллективной памяти современной России», полностью подготовлена программа лекций и семинарских занятий, а также необходимое методическое обеспечение.  На грантовые средства была закуплена научная литература (36 книг) и подготовлена хрестоматия для проведения семинаров.

Общее содержание курса сфокусировано на исследовании процессов конструкции, внедрения и утилизации памятных образов «исторических событий», их эволюции и приспособления к социальным, политическим и культурным потребностям современной России. Пережив в течение ХХ в. несколько войн и революций, российское общество прошло и в значительной степени все еще проходит через нелегкие процессы трансформации памяти об этих «великих событиях», что нашло отражение в научном и публичном дискурсах, средствах массовой информации, искусстве и официальных нарративах.

Учитывая не только содержательное обогащение учебного процесса, но и необходимость приближения его к международным стандартам, при подготовке данного курса были поставлены следующие задачи:

 1.      Сближение академической науки и преподавания новейшей российской истории, внедрение передовых достижений современной международной и отечественной историографии по проблемам памяти в учебные планы.

2.      Расширение горизонтов исторического знания и представлений об  «объективном» и «субъективном» в истории.

3.      Ознакомление студентов с современным состоянием изученности феномена коллективной/исторической памяти, формирование знаний о роли и месте этого феномена в современном обществе, а также о возможностях и методах его использования  как исторического источника.

4.       Поощрение самостоятельных научных студенческих проектов, развитие критического мышления, активизация участия в современных научных дискуссиях.

Структура курса основывается на проблемном подходе и включает в  себя 16 лекций (32 часа) и 14 семинаров (28 часов), сгруппированных в несколько тематических блоков, которые, будучи тесно взаимосвязанными и взаимно дополняющими друг друга, рассматривают многомерный феномен современного «дискурса памяти»  в нескольких аспектах.

 Первый блок посвящен теоретическим разработкам по вопросам коллективной памяти и направлен на изучение проблем роста научного интереса к проблемам памяти в ХХ в., характеристику научных теоретико-методологических дискуссий, посвященных этим феноменам, а также их отражению в философии, социологии и историографии.

 Второй блок «Российские, советские и пост-советские мифы ХХ в.» направлен на выявление ретроспективы наиболее меморализованных и мифологизированных событий ХХ в., которые играли наиболее важную символическую роль и жили самостоятельной жизнью в индивидуальной и коллективной памяти различных слоев населения в различные исторические периоды ХХ в. 

 Третий блок «Групповая память о событиях ХХ в. в России» посвящен социальным особенностям памяти и раскрывает специфику процессов воспоминания событий различными социальными группами (гендерными, возрастными, этническими, профессиональными, сельскими и городскими и т.д.) 

 Четвертый блок «Институциализированная и подконтрольная память» изучает роль, которую в формировании культурной и коллективной памяти в российском обществе ХХ в. играли и продолжают играть элиты, власть и официальные институты, включая академические и образовательные.

 Пятый блок «Память как средство сопротивления» исследует политические функции памяти и посвящен обсуждению проблем «полезного прошлого» - техник политической манипуляции коллективной памятью (официальные интерпретации и каноны, создание и утилизация мифов, символизация событий и персоналий); способы внедрения и приобщения к нормативной идеологии и вокабуляру (средства массовой информации, учебники, официальные нарративы); изучению памяти как средства сопротивления (народная религиозность, слухи, сплетни и анекдоты как альтернативные интерпретации прошлого) и др.

 С целью расширения профессиональной эрудиции слушателей, развития аналитического мышления и творческого начала, каждый тематический блок начинается с дискуссии по теоретическим проблемам, установки концептуальных понятий и критического обзора релевантной научной литературы.

 Вводная часть к каждому блоку (теоретические вопросы, анализ общих тенденций истории и историографии ХХ в.) осуществляется в форме лекций. Структуры повседневности, а также проблемы, связанные с «прикладным» характером памяти, механизмами ее создания, поддержания и функционирования, предполагается обсуждать на семинарах, в тематике которых отражены как общеисторические компоненты, так и конкретно-исторические (case studies) вопросы, связанные с «профильными» особенностями каждого блока.

 Наряду с традиционной формой семинаров и практических занятий, предусматривающих коллективное обсуждение и проработку заранее поставленных вопросов, предполагаются сессии, на которых будут заслушиваться и обсуждаться доклады участников, поэтому им в течение курса будет предложено подготовить эссе по выбранной теме и выступить с основанным на материалах этой работы устным сообщением.

 Каждый тематический блок завершается итоговым коллоквиумом, эти занятия выстраиваются образом: преподаватель и модераторы из числа участников обобщают выводы по изученным темам, затем следует финальная дискуссия, обмен мнениями и заключительные замечания преподавателя.

 

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии