ОЧЕ-ВИДНАЯ ИСТОРИЯ

 ОЧЕ-ВИДНАЯ ИСТОРИЯ

Проблемы визуальной истории России ХХ столетия

 

 

 

Аннотация

           Сборник статей подготовлен по материалам Международной научной конференции «Образы истории, история в образах: визуальные источники по истории России ХХ века» (28-29 сентября 2007 г., Челябинск) и посвящен теоретическим подходам и прикладным методам визуалистики - одного из современных направлений гуманитарных наук. В издании представлены мультидисциплинарные исследования, в которых визуальные объекты изучаются как социальная и культурная практика, конструирующая действительность, а зрительные образы интерпретируются как особый вид текста и важный исторический источник.

 

Содержание

 

Предисловие................................................................................................................5

 

Часть I. Визуальный поворот:

проблемы методологии, историографии и источниковедения

 

Соколов А.Б. Текст, образ, интерпретация: визуальный поворот

в современной западной историографии..................................................................10

 

Лидин  К.Л., Меерович М.Г. «Визуальный кадр» как метод анализа

элементов визуальной среды обитания (на примере

рекламно-пропагандистских плакатов 1920-1950 гг.)..............................................25

 

Познер В. Советская кинохроника времен Второй мировой войны:

новые источники, новые подходы...............................................................................35

 

Нарский И.В. Возможности и проблемы исторической

интерпретации семейной фотографии (на примере детской

фотографии 1966 г. из г. Горький)................................................................................55

 

Сологубов А.М.Фотография и личное переживание истории

(автофотографический эссей).......................................................................................75

 

Лидерман Ю.Г. «Остров» Павла Лунгина  в контексте

советской культуры: анализ зрительского

успеха экранной коммуникации...................................................................................103

 

Часть II. Политическая инструментализация визуальных образов

 

Нагорная О.С. Позитив и негатив: функции визуального образа

российских военнопленных Первой мировой

в русской и немецкой пропаганде..............................................................................115

 

Волков Е.В. Лицо врага: образы белого движения в советском

изобразительном искусстве (1918-1939 гг.).............................................................129

 

Чернова Н.В. Кинематографические приключения

теории «двух вождей»...................................................................................................154

 

Ватлин А.Ю. Рисунки для своих: Зрительные образы как аргумент в

работе Политбюро начала 30-х гг...............................................................................168

 

Суржикова Н.В. Багателизация несвободы: визуальные репрезентации

лагеря № 504 МВД СССР...........................................................................................182

 

Часть III. Столкновение культур: специфика визуальной репрезентации

 

Ермаченко И.О. Образы русско-японской войны в иллюстрациях

отечественной прессы 1904-1905 гг.: специфика визуализации...........................193

 

Журавлева В.И. Визуализация образа России и США в период первого

кризиса российско-американских отношений.............................................................214

 

Хмелевская Ю.Ю. Смертельный репортаж: трагедии и будни русского

голода 1921 - 1923 гг. в свидетельствах

американских очевидцев...............................................................................................247

 

Голубев А.В. Визуальные образы войны в советской карикатуре

межвоенного периода...................................................................................................269

 

Токарев В.А. Вернисаж польской кампании (1939):

художники, жанры, образы...........................................................................................285

 

Сарторти Р. Образы войны в визуальной памяти

(на примере Зои Космодемьянской).........................................................................303

 

Часть IV. Образы власти в визуальном конструировании пространства

 

Рольф М. Император в Варшаве:

визуализация Империи на исходе XIX столетия......................................................319

 

Плампер Я. Пространственная поэтика культа личности:

«круги» вокруг Сталина................................................................................................339

 

Меерович М.Г. Соцгород как визуализация структуры власти:

принципы проектирования среды сталинских городов...........................................365

 

Конышева Е.В. Советская система в зеркале градостроительства:

архитектурный образ Челябинска 1930-х - 1950-х гг.............................................381

 

Антощенко А.В., Волохова В.В. Монументальный образ «провинциальной»

столицы (прогулка по центру Петрозаводска)........................................................393

 

Часть V. Образы повседневности и культура  потребления

 

Норрис С. «Картинки на стене»: крестьянское коллекционирование,

народные лубки и употребление понятия национальной

идентичности в XIX в....................................................................................................411

 

Янковская Г.А. Обаяние банальности: советская повседневность

в изобразительном искусстве 1940-1950-х гг..........................................................427

 

Де Кегель И.. Симуляция изобилия? Визуализации сoветскoй культуры

пoтребления 1960-х гг...................................................................................................437

 

Рютерс М. Дети, космос и потребление в мире советских изображений

1960-х гг.: к вопросу о воспитание оптимизма

в отношении будущего»................................................................................................453

 

Сведения об авторах...............................................................................................473

 

Список сокращений.................................................................................................476

 

Предисловие

 

До недавнего времени  число историков, которые серьезно воспринимали  визуальные объекты - картины, скульптуры, архитектурные и мемориальные комплексы, карты, плакаты, открытки, фотографии, и пр. - и использовали их как важные источники, было относительно невелико. Несмотря на то, что изображения являются наиболее универсальным и доступным средством сохранения и передачи памяти о прошлом, лишенным, в отличие от писаного текста, многих социальных и культурных барьеров, визуалистика поныне остается областью, в которой более уверенно чувствуют себя не историки, а искусствоведы, социологи культуры и этнологи. Количество же сугубо исторических работ, опирающихся на визуальную документацию, весьма невелико и, за редким исключением, ограничивается периодами Средневековья и раннего Нового времени. При этом большинство членов международного исторического сообщества относится к визуальным источникам снисходительно или недоверчиво. Среди историков по-прежнему широко распространено представление о ненадежности и вторичности изображений по сравнению с текстом, и если они  и используется в исторических трудах, то чаще всего как иллюстрация к тексту.

В России исследование визуального в целом остается монополией культурологов и социологов. В отношении же российской истории ХХ в. визуальные источники используются и исследуются историками еще в меньшей степени, чем применительно к европейской истории.

Предлагаемый вниманию читателей сборник является одной из попыток восполнить данный пробел в российской историографии. В нем представлены как современные подходы к изучению образов в различных гуманитарных и социальных науках, так и практические результаты конкретных визуальных исследований, выполненных по новым методикам. Для многих авторов этого сборника обращение к теме является первым опытом. Главное назначение этой публикации, носящей экспериментальный характер, - способствовать разрушению сложившихся среди историков предрассудков в отношении визуальных источников и продемонстрировать потенциал, который таят для исследователей визуальные свидетельства российского прошлого ХХ столетия.

Сборник является итогом Международной научной конференции «Образы в истории, история в образах: визуальные источники по истории России ХХ века», состоявшейся 28 - 29 сентября 2007 года в Челябинском областном краеведческом музее. Организаторами конференции выступили Центр культурно-исторических исследований факультета права и финансов ЮУрГУ и Челябинское отделение Российского общества интеллектуальной истории. По давней традиции авторские материалы к конференции были собраны и разосланы участникам заранее, чтобы основную часть работы посвятить дискуссии.

На конференции было представлено 27 работ, принадлежащих перу российских исследователей из разных городов России - от Калиниграда до Иркутска - и ученых из четырех зарубежных стран (Германия, США, Франция, Швейцария). О представительности научного форума свидетельствует персональное участие в нем 23 российских и зарубежных участников из семнадцати университетов и научно-исследовательских центров.

Проведение конференции такого формата и издание сборника не были бы реализованы без щедрой материальной поддержки ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», которым устроители конференции выражают искреннюю благодарность. Глубокая признательность адресуется также руководству Челябинского областного краеведческого музея, любезно предоставившему помещение и оборудование для ее проведения, а также сотрудникам музея, подготовившим специальную выставку по тематике конференции и обеспечившим четкую работу научного форума.

В первой части сборника - «Визуальный поворот: проблемы методологии, историографии и источниковедения» - проанализированы причины наметившегося в 80-е гг. ХХ в. интереса гуманитарных и социальных наук к визуальным объектам, который совпал с ростом междисциплинарности исторического знания и обогащения методологического аппарата исторических исследований подходами, заимствованными из социологии, антропологии, семантики, культурологи, искусствоведения, географии и др. смежных дисциплин. Наряду с динамикой и перспективами развития исторических визуальных исследований и размышлениями о взаимодействии исследователя и образа, здесь представлены также перспективные мультидисциплинарные теоретико-методологические предложения и прикладные методы. Они позволяют изучать визуальные объекты как социальную и культурную практику, конструирующую действительность, и интерпретировать их как особый вид текста. В качестве объектов их апробации в статьях этой части сборника фигурируют межвоенные и военные плакаты, приватные фотоснимки и военная кинохроника.

Следующий раздел сборника - «Политическая инструментализация визуальных образов» - посвящена историческому анализу одной из наиболее «прикладных» функций визуальных образов, которая относится к политической сфере и связана с конструированием политической реальности и восприятием властных структур. Являясь одним из главнейших и убедительных средств пропаганды, зрительные образы  способны придать власти вес и блеск, подчеркнуть ее силу и законность, оправдать политические программы и реформы, а также применение насилия. Они могут представить определенную политическую группу в выгодном свете, а ее противников лишить всякой привлекательности. В ХХ в. роль визуальных средств еще более возросла в связи с необходимостью идеологической обработки масс, особенно в тоталитарных системах и обществах с низким уровнем грамотности. Рассмотрению особенностей, механизмов  и результатов этих процессов  в России ХХ века на примере широкого круга визуальных объектов (от фотографий военнопленных Первой и Второй мировых войн до карикатур, созданных членами сталинского Политбюро) и посвящена эта группа исследований.

Третья часть сборника - «Столкновение культур: специфика визуальной репрезентации» - концептуально опирается на тезис о том, что «субъективное» восприятие действительности историческими актерами представляет собой не менее действенную силу, чем «объективные» процессы и структуры. Важной составляющей представлений современников «века катастроф» (1914 - 1945), периода беспрецедентных по масштабу и последствиям войн и революций, было конструирование чужого и враждебного. Образы врага порождают и отражают социальные иллюзии, страхи и надежды, создают и поддерживают идентичность, способствуют складыванию  коллектива и обеспечивают коммуникацию между его членами, содействуют стигматизации и демонизации непонятного и пугающего. Эта тема, которая является одной из «профильных» для исследователей, входящих в Центр культурно-исторических исследований, представлена в сборнике на основе разнообразных визуальных свидетельств, в том числе материалов журнальных и газетных иллюстраций времен русско-японской и Великой Отечественной войн, фото- и кинохроники голодающей России, созданной американскими очевидцами, межвоенных советских плакатов. Устойчивость культурных стереотипов и связанных с ними социальных опасений и ожиданий дает основание надеяться, что привлечение визуальных источников для исследования культурных конфликтов позволит существенно продвинуться вперед в изучении проблем коллективной памяти.

Изображения власти - будь то символы политических партий или государства, портреты и скульптуры государственных мужей, политические плакаты, карикатура, к которым в Новейшее время прибавились кино- и фотодокументалистика и экранизации на политические темы, - издавна служили объектом пристального внимания и манипулирования со стороны государства. Четвертый раздел сборника - «Образы власти в визуальном конструировании пространства» - включает в себя статьи о символическом, архитектурном и церемониальном «завоевании» пространства. Оно осваивается властью для собственной легитимации, для репрезентации и пропаганды себя и своего видения прошлого, настоящего и будущего. Процессы конструирования культурного ландшафта во имя «овладения» временем и пространством и укрепления властных ресурсов рассматриваются в этой части сборника на примерах праздничных ритуалов в поздней Российской империи, живописной репрезентации сталинского культа личности и архитектурно-монументальной организации советского города.

Материалы, представленные в завершающей части сборника - «Образы повседневности и культура потребления» - наглядно демонстрируют потенциал изучения с помощью визуальных источников взаимодействий государства и общества в сферах повседневности и потребительской культуры. Авторы представленных здесь статей едины в убеждении, что циркулировавшие в обществе изображения - будь то крестьянский лубок XIX века, официальная городская фотография, фотографическая или живописная иллюстрация в советском журнале - воспроизводили не реальную действительность, а желательное положение вещей, конструируя социальные пожелания и ожидания, поддерживая идентичность и целостность группы. Поэтому анализ контекста их производства и использования в повседневной жизни способен пролить свет на восприятие, представления и поведение исторических актеров и особенно важен при изучении истории повседневности.

Как и подобает публикации по истории в «картинках», данное издание содержит большое количество иллюстраций. По техническим причинам (обилие полноцветных изображений, предоставленных авторами статей, а также использование авторами киноматериалов) далеко не все иллюстрации вошли в сборник. Они помещены на прилагаемый к нему диск. Кроме того, на диске читатель найдет рубрику «Монументальные шутки», которая, мы уверены, заинтересует не только профессиональных исследователей истории и культуры, но и широкий круг читателей. Мировая, в том числе российская мемориальная культура имеет необозримое наследие «визуальных шуток». Среди них - и «места памяти», изначально создававшиеся как ироничные, и  «серьезные» проекты, которые народная смеховая культура наделила дополнительными смыслами, и казусы, связанные с историями создания и открытия мемориалов. За смешными на первый взгляд байками кроются мемориальные традиции и культурные конфликты, интерпретационные несовпадения, смысловые замещения. Рубрика «Монументальные шутки» позволит читателю посмотреть на забавное взглядом исследователя, а на серьезное - с юмором.

Редакционная коллегия надеется, что эта публикация вызовет интерес как у профессиональных историков и исследователей культуры, так и у всех, кто хотел бы не только «прочитать», но и «увидеть» историю России ХХ столетия.

 

И. Нарский, О. Нагорная, О. Никонова,

Б. Ровный, Ю. Хмелевская

 

По вопросам приобретения сборника обращайтесь к сотрудникам Центра культурно-исторических исследований ЮУрГУ. Контактный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии